Законы Мэрфи
Добрый день, друзья!
Многие из нас слышали шутливые законы Мэрфи, главный из которых гласит: «Если какая-нибудь неприятность может случиться, она случится».
К компьютерной технике и периферийным устройствам это тоже относится. Если бы пользоваться чем-то одним, это еще ничего. Но у нас же на рабочем столе не только «сундук» (системный блок), но и монитор, клавиатура, «мышка», и какой-нибудь принтер (лазерный или струйный).
Сколько возможностей для проявления неприятностей!
Законы Мэрфи и струйный принтер
Рассмотрим через призму законов Мэрфи струйный принтер. Кто хотя бы немного пользовался им, знает, что стоимость расходным материалов для них — картриджей — баснословно высока.
Это хитрая политика фирм-производителей, когда принтер продается по цене себестоимости (или даже ниже), а картриджи — по очень большим ценам.
Немало пользователей попалось на эту «замануху», и потом скрипело зубами при покупке расходных материалов.
Фирмы оснащают картриджи чипами (миниатюрными микросхемами), которые учитывают расход чернил и с железным упорством сообщают о нем принтеру. Теперь, даже если залить чернила в опустевший картридж, принтер работать не будет. Потому что чип нашептал ему «на ушко» нехорошие слова.
Но на любую броню найдется снаряд, а на яд — противоядие. Пользователи придумали специальные приборы — программаторы, с помощью которых чип можно «уговорить». В качестве ответного хода фирмы-производители изменили протокол записи в чип и сам чип. В ответ другие фирмы, идя на поводу зловредных пользователей, стали выпускать «альтернативные» чипы массовыми тиражами.
СНПЧ в струйных принтерах
К этому добру придумали добавить емкости с чернилами, трубки и все остальное. Получилась СНПЧ — система непрерывной подачи чернил.
Но тут сработал другой закон Мэрфи. «Всякое решение плодит новые проблемы». Чипы не всегда работают должным образом. Чернильный шлейф может завоздушиться, при этом воздух может попасть и в печатающую головку, что вызовет дефекты печати.
Если не угадать с высотой установки доноров, головка «захлебнется», и на листе будут кляксы чернил вместо изображения или текста. Ну, что сказать… Если попытаться выполнить еще один закон Мэрфи («пусть лучше износится, чем заржавеет»), то придется разбираться, как все это добро работает. Почитать об этом и о многих других компьютерных и околокомпьютерных «железках» можно на данном сайте.
Разумеется, это потребует затрат времени и сил. Можно использовать — как рекомендуют фирмы-производители — оригинальные (читай — дорогущие) расходные материалы. Ну, что ты будешь делать? Обложили со всех сторон… Вспоминается теорема Гинзбурга, одного из последователей Мэрфи: «Выиграть нельзя. Остаться при своих нельзя. Нельзя даже выйти из игры».
Действительно, как тут «выйти из игры», когда вы уже начали печатать отпускные фотографии и предвкушаете, как покажете их друзьям и знакомым? А СНПЧ на вашем принтере вдруг (по закону подлости) забарахлила… Ох!
Существует комментарий Каллагана: «Мэрфи был оптимистом!» Рискнем предположить, что он был пессимистом. Но если учесть, что пессимист — это информированный оптимист, то все становится на свои места. Это утешает. Проблемы были не только у нас…
Все, что может испортиться – испортится
Еще один закон звучит так: «Все, что может испортиться — испортится». Ну да, трудно с этим спорить. Конечно, когда-нибудь испортится. Если в компьютере или периферийном устройстве есть движущиеся или вращающиеся части — произойдет износ и выработка этих частей.
Втулки или подшипники вентиляторов износятся, и их роторы начнут издавать неприятные скрежещущие звуки или вообще остановятся. И выведут из строя блок питания или процессор компьютера. Помните «девиз» спасателей? «Наш девиз — четыре слова, тонешь сам — топи другого!»
Втулка каретки, на которой ездит печатающая головка струйного или матричного принтера, увеличит свой внутренний диаметр и начнет подклинивать. В результате принтер сообщит об ошибке.
Постулаты Виктора Геронды
В свете последнего закона рискнем выдвинуть и свои постулаты. Итак…
- Все, что можно испортить, обязательно испортят.
- Все, что нельзя испортить, испортят все равно.
Практические наблюдения
- Все, что не испортит производитель, выведет из строя пользователь.
- Все, что не выведет из строя пользователь, сломается само.
Вывод — когда-нибудь сломается все.
За примерами далеко ходить не надо. Не будет большим преувеличением сказать, что надежность компьютеров и периферийных устройств в последние годы снизилась. Имеются в виду персональные бытовые и офисные компьютеры. Серверы (мощные компьютеры, управляющие локальными вычислительными сетями) или мэйнфреймы (здоровенные машины в шкафах) отличались и отличаются повышенной надежностью.
Лет 15-20 назад вряд ли кто-то мог похвастаться, что видел вздутые конденсаторы на материнской плате. Правда, с другой стороны, в 286-х и 386-х компьютерах процессоры не потребляли от блока питания такие мощности, какую потребляют современные процессоры. Как появился PENTIUM-IV, как перевалили тактовые частоты за 1000 МГц, так и пошло-поехало…
Детективная история с конденсаторами
Примерно в это время случилась детективная история с промышленным шпионажем. Это коснулось электролитических конденсаторов, во множестве устанавливаемых на материнскую плату компьютера.
В этих конденсаторах используется электролит, формула которого — тайна за семью печатями. Какой-то ушлый «разведчик» украл эту формулу и предложил ее изготовителям конденсаторов, обещая молочные реки и кисельные берега.
Те ухватились за это «золотое предложение» и наштамповали горы конденсаторов, которые другие фабриканты установили на материнские платы. Со временем выяснилось, что это была хитрая операция по дискредитации конкурентов. Через несколько месяцев конденсаторы портились, выводя строя материнскую плату (читай — весь компьютер) из строя.
Производители материнских плат стали отказываться от таких «подарков» и конденсаторные фирмы (кто купился) понесли большие убытки. Тысячи материнских плат отправились в утиль раньше времени. Те же, кто не покупал шпионских секретов, с хитрой ухмылкой тотчас взвинтили цены на свою продукцию.
Облегченные блоки питания
Подобные опыты (сокращение срока работы оборудования) показались очень удачными для производителей.
Их стали — вольно и невольно — повторять на разные лады и вариации снова и снова.
Выросли целые сегменты рынка, где господствовали не очень качественные товары за небольшую цену. Особенно коснулась эта новая мода компьютерных блоков питания.
Экономные производители начали «облегчать» их, устанавливая конденсаторы меньшей емкости и меньшим числом. Попутно «забывали» ставить дроссели в первичных и вторичных цепях. В результате такие блоки питания имели повышенный уровень помех, большие пульсации и пониженный срок службы. Завышенный уровень пульсаций сокращал срок службы материнских плат — из-за порчи тех же конденсаторов.
А винчестеры?
Впрочем, такой подход укладывается в концепцию (не такую уж и неправдоподобную) пластмассового одноразового мира.
Эта концепция подтверждается тем очевидным фактом, что новые модели самой разнообразной техники появляются все быстрее. Потребителя вынуждают всеми мыслимыми и немыслимыми способами как можно чаще эту технику менять . Из этого неизбежно следует другое правило — не всегда надо делать очень уж надежно. Все равно пользователь рано или поздно (лучше рано!) отнесет ее в утиль.
И тут прорвало, что называется, все запруды. Еще не так давно давали трехлетнюю (и даже пятилетнюю!) гарантию на винчестеры. Теперь же — от силы на два года. Правда, с другой стороны, объемы и плотность записи информации сильно возросли. Впрочем, это вовсе не означает, что после двух лет эксплуатации винчестер обязательно откажет. Но в целом надежность этих очень нужных устройств снизилась. И гарантии на 60 месяцев мы в будущем вряд ли дождемся…
Картриджи к лазерным принтерам
Отдельно нужно рассказать о расходных материалах (картриджах) к лазерным принтерам. Каких-нибудь 10-12 лет назад на картриджах не было никаких чипов. Можно было, засыпав тонер сторонних производителей, продолжать печатать (хоть и с небольшим ухудшением качества). Затем фирмы спохватились (деньги уходят!) и стали лепить чипы где надо и не надо. Эти чипы учитывали расход тонера (таким же образом, как и чернил в струйных принтерах).
И если пользователи заправляли картриджи повторно, зловредный чип блокировал работу. Такой вызов не остался без ответа, и были найдены способы обойти эти проблемы — путем перепрограммирования или применения чипов сторонних производителей. После этого на противоположной стороне подняли дуэльную перчатку.
И начали уменьшать размеры картриджей и заправлять их меньшим количеством тонера. Появились так называемые «стартовые» картриджи. Иной раз там находится едва ли половина от необходимого количества расходного материала.
Но и этого показалось мало. Раньше картриджи для лазерных принтеров можно было разобрать, заменить изношенные или неисправные части и снова работать. Теперь же картриджи часто делают неразборными, их можно только разломать. Посадочные места для вращающихся частей изнашиваются быстрее.
В итоге — раскошеливайся, покупатель! На первый взгляд, картридж вроде бы не испортили. Но оба постулата работают. Ведь настроение у покупателя (когда он сталкивается с необходимостью чаще обычного покупать дорогущие расходники) портится. О времена, о нравы…
Что же делать?
Но не все так плохо! Бороться с этими негативными явлениями можно. Первое, с чего следует начать — это иметь хотя бы общее представление, как работает компьютер, струйный принтер и другие околокомпьютерные устройства. Отправной точкой в этом деле может послужить данный сайт. Изучайте, применяйте полученные знания на практике, посещайте другие специализированные сайты и форумы. Тогда вспомнится другой закон Мэрфи: «Перед тем, как улучшиться, ситуация ухудшается».
Но не ждите пассивно, что она улучшится (кто точно знает, когда это произойдет?) Начинайте улучшать ее собственными силами. Все мы слышали, что «под лежачий камень вода не течет». Приподнимите камень, и будет вам счастье. Нет, ну можно и ничего не делать! Если вас не интересует результат. Или поручите работу специалисту.
Но ведь классных спецов всегда не хватает. А вот разных «гуру» все больше и больше. И менеджеров по продажам. Ну, что же, уважаемые читатели, вам решать. «Мы не может ждать милостей от природы. Взять их у нее — наша задача». Так говорил известный садовод Мичурин. Мы не можем ждать милостей от производителей…
Успехов вам, уважаемые читатели! Любая длинная дорога начинается с первого шага…
Всего наилучшего! С Вами был Vsbot. До встречи!
Понравилось? Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить интересную статью!
Спасибо !!! Очень интересная тема. Ох уже эти производители, так и хотят, чтобы что-то быстрее вышло из строя. Мне вот эти слова понравились «Вывод — когда-нибудь сломается все»
Ничего страшного!
Все, что можно, починим, что нельзя — заменим. Если будет в том нужда.
Наблюдение с длинной бородой-длиною более 20-ти лет. Вспомните японские машины 30-летней давности: бегают до сих пор…А всё современное (что у нас, что за «бугром»)-рассчитано на ограниченный ресурс действия. Так искусственно создаются рабочие места, а из нас делают постоянных потребителей со всё возрастающим «искусственным аппетитом» потребления-и это прививается нам из каждого утюга под девизом «заработай и потрать». Скорее-не нам, которым уже «за+», а молодёжи у которых и потребности нынче весьма завышенные (з\плата от 100 тыс. при никаком опыте), и возможности весьма разные (Москва и провинция)…Впрочем-извините за лирику:не к месту. Но цивилизация подобным образом саморазрушается.
Спасибо за комментарий!
Ну, в рубрике «о жизни» об этой самой жизни и поговорить. Да, делают из нас потребителей. В результате все вокруг превращается в свалку, а нам в этой погоне и на небо некогда посмотреть. Подумать об этом и то «времени нет», потому что голова занята выбором новой модели ноутбука или коммуникатора. Но в наших силах выстроить фильтр против рекламы или отойти в сторону от этого «катка цивилизации». Пусть себе грохочет где-то в стороне.
А автору спасибо за «ликбез»-весьма полезные материалы. :-)
Заходите, уважаемый Leon, читайте!