Как отремонтировать ИБП. Часть 1
Приветствую, друзья!
Сегодня мы поговорим о помощи первому другу компьютеров – источнику бесперебойного питания.
Источник бесперебойного питания (ИБП) предназначен для защиты и аварийного питания компьютеров.
Это такой себе «спасатель». Но иногда самому «спасателю» требуется помощь. Ведь ИБП, как и любая техника, может ломаться!
Мы рассмотрим в этой статье лишь самые простые неисправности, возникающие в процессе эксплуатации.
Они не потребуют больших усилий для своего устранения. Сложные случаи оставим профессионалам.
Итак, ИБП не работает вообще
Первым делом надо вскрыть корпус и внимательно осмотреть печатную плату со стороны деталей и паек. Сгоревшие детали, подлежат, естественно, замене. Особенно внимательно (желательно с лупой) следует осматривать пайки разъемов и выводов элементов, через которые протекает большой ток.
Сильноточные детали – это, прежде всего, транзисторы инвертора. Чаще всего в инверторах применяются мощные полевые транзисторы (ПТ), сопротивление открытого канала которых составляет величину в сотые и тысячные доли Ома.
Это очень небольшое сопротивление, но через транзисторы могут протекать токи в десятки ампер. Поэтому они установлены на радиаторах (или на одном общем радиаторе).
Если транзистор (или другая деталь) сильно греется, то маркировка, выполненная чаще всего белой краской, темнеет. При этом темнеет и припой в месте пайки. Если деталь вплотную прилегает к плате, то в месте соприкосновения потемнеет и сама плата.
Иногда вокруг выводов сильноточных деталей возникают характерные кольцеобразные трещины. Контакт в таких местах между выводом и печатной платой обладает повышенным сопротивлением, что приводит к еще большему нагреву.
Все плохие и подозрительные пайки следует тщательно пропаять!
Проверка деталей ИБП
После внешнего осмотра необходимо проверить тестером транзисторы инвертора. Для этого надо ознакомиться со статьей «Что такое полевой транзистор и как его проверить?»
Если транзисторы окажутся неисправными, их необходимо заменить такими же или аналогичными.
Далее следует проверить предохранитель. В ИБП обычно имеется минимум два предохранителя. Первый (к которому есть доступ снаружи) – по сети 220 В. Он имеет номинал в несколько ампер, который зависит от мощности ИБП. Чем мощнее ИБП, тем больше номинал.
Чаще всего он расположен в специальном гнезде, в непосредственной близости от разъема сетевого шнура. Извлечь его можно с помощью отвертки с узким лезвием. Часто держатель предохранителя имеет гнездо для еще одного предохранителя (запасного) и сам предохранитель. Так что сгоревший предохранитель можно оперативно заменить.
Второй предохранитель установлен на плате по цепи +12 В, в плюсовой шине аккумулятора. Он рассчитан на гораздо больший ток (30 – 40 А и больше). Дело в том, что при исчезновении напряжения начинает работать инвертор, и аккумулятор должен отдать большой ток.
Например, при активной мощности 250 Вт нагрузки, подключенной к ИБП, аккумулятор должен отдать ток 250:12 = 21 А. И это без учета потерь в инверторе!
Обычно это предохранитель имеет номинал 30 или 40 А. В более мощных ИБП их может быть два, при этом они устанавливаются параллельно. Такие предохранители используются в автомобилях, поэтому их можно при необходимости найти на авторынке.
Отметим, что предохранители в большинстве своем не выходят из строя «просто так». Поэтому, перед тем, как менять их, необходимо удостовериться в исправности других деталей – выпрямительных диодов, тех же транзисторов инвертора.
Иногда перегорание предохранителей может быть вызвано межвитковым замыканием в трансформаторе, но, к счастью, такое случается редко.
Проблемы с переключающими реле
Переключение ИБП в режим работы от аккумулятора осуществляется чаще всего посредством электромеханических реле. Используются реле постоянного тока с катушкой на 12 или 24 В и мощными контактами. Иногда контактная группа одного из реле выходит из строя.
Проявляться это может тем, что бесперебойник не включается вообще или не переключается на аккумуляторы при исчезновении сетевого напряжения. При подозрении на такую неисправность следует выпаять реле и проверить сопротивление замыкающего контакта тестером.
Как правило, такое реле имеет один переключающий контакт.
При подаче напряжения на катушку контакты 1 — 3 размыкаются, а контакты 2 — 3 — замыкаются.
Сопротивление разомкнутого контакта должно быть бесконечно большим, а замкнутого – иметь сопротивление порядка десятых долей Ома.
Если же оно равно нескольким Омам (или десяткам Ом), такое реле подлежит замене.
В заключение отметим, что при подаче питания на катушку должен быть слышен четкий щелчок. Если он не слышен или слышны какие-то «шорохи», имеет место механическая неисправность, и реле однозначно надо менять.
Скажем также, что электромагнитное реле – чаще всего штука надежная и долговечная.
Обычные (не герконовые) реле имеют ресурс не менее 100 000 срабатываний, чего с лихвой хватает на все время работы ИБП.
Во второй части мы продолжим знакомиться с простейшими неисправностями бесперебойников.
Не пропустите!
Можно еще почитать:
До встречи на блоге!
Спасибо за полезную и интересную информацию!
Пожалуйста, Александр.
спасибо за советы и рассылки!
Пожалуйста, Валера.
Здравствуйте! У меня такой же ИБП, как на фото у Вас. А подскажите пожалуйста, там четыре реле, три из них одинаковые, а четвертый иначе (по маркировке), вопрос: если нет переключения на АКБ, их всех нужно менять? Они кстати все имеют характерные щелчки.
Нет. Одно-два реле (зависит от схемы) подключают АКБ. Остальные коммутируют обмотки трансформатора. Проверить хорошо бы все. Для этого надо поочередно подавать питание от аккумулятора на обмотки реле и проверять сопротивление замкнутого контакта. Подавать надо в правильной полярности, иначе можно сжечь подключенный параллельно обмотке реле диод. Если в ИБП стоит две последовательно включенных АКБ, то обмотки реле там, скорее всего, на 24 В. Столько и надо подавать.