Как помочь матричному принтеру. Часть 1

Добрый день, друзья!

Как вы думаете, на чем печатают миллионы квитанций и билетов?

Правильно, на матричных принтерах! Не так давно эти штуки стояли на каждом рабочем столе.

В последнее время область применения матричных принтеров сузилась, но они по-прежнему трудятся в банках, кассах и других учреждениях.

Матричный принтерСегодня мы поговорим о том, как устранить некоторые неполадки матричного принтера.

Матричный принтер – достаточно сложное электромеханическое устройство, которое содержит вращающиеся части, трущиеся поверхности и электронику.

Вследствие износа механизмов принтера, картриджей, сбоев электроники качество печати может снижаться.

Надо сказать, что матричный принтер – достаточно неприхотливая машина.

Но даже самый простой механизм нуждается в уходе. Не в том уходе, когда «чем дальше уходишь от техники, тем лучше ей и тебе», а в чистке, смазке и т.п. вещах. Рассмотрим

Несколько распространенных причин снижения качества печати

Рычаг регулировки толщины бумаги

Отпечатанный текст едва виден на бумаге.

Первым делом следует убедиться, что рычаг регулировки толщины бумаги стоит в нужном положении.

Может быть, накануне печатали сразу на нескольких листах через копирку и отодвинули рычаг в крайнее (дальнее) положение.

Во многих принтерах при подаче этого рычага «на себя» печатающая головка отодвигается от резинового вала (и листа бумаги), при подаче «от себя» — придвигается. Но если печатать на толстой бумаге, рычаг не должен быть в крайнем положении «от себя». Иначе печатающая лента в картридже будет находиться слишком близко к бумаге и начнет мазать по ней.

Если рычаг находится в правильном положении, а текст едва заметен, следует посмотреть – не слишком ли изношена печатающая лента в картридже. Срок службы печатающей ленты в фирменных картриджах достаточно большой (несколько миллионов символов), но он не бесконечен.

Следует посмотреть ленту на просвет.

Изношенная лента в картиджеЕсли цвет ее средней части (там, где бьют печатающие иголки) заметно отличается от цвета краев (края имеют гораздо более темный цвет), то лента изношена и картридж подлежит замене.

Многие пользователи заправляют картриджи красящей лентой сторонних производителей, которая изнашивается еще быстрее.

Мало того, она забивает печатающую головку краской и обрывками волокон!

document-propertiesМораль здесь проста — надо использовать фирменные картриджи.

Если на листе бумаги чернота текста неодинакова, причина может быть в износе или неисправности механизма подмотки печатающей ленты.

При этом печатающая лента может прокручиваться не равномерно, а рывками или вообще стоять на месте. В результате иголки головки будут постоянно бить через одно и то же место на ленте, и этот ее участок будет быстро выработан.

Проверка механизма подмотки печатающей ленты

Узел подмотки принтера Epson

Убедиться в работоспособности механизма подмотки достаточно просто.

Следует снять картридж, вставить лист бумаги и дать задание на печать (или запустить самотестирование).

Принтер начнет печатать.

В это время надо слегка придержать пальцами (не сильно!) стержень с выступами, который входит в паз в нижней части картриджа и протягивает ленту.

Он должен вращаться всегда в одну и ту же сторону, независимо от того, в какую сторону движется печатающая головка.

Если он заедает или проскальзывает, надо разобрать узел подмотки и внимательно осмотреть его. Может быть, на его шестерни налипла грязь и надо выполнить техническое обслуживание принтера.

Stop_iconeЕсли с этим запоздать, зубья шестеренок (они пластмассовые) могут сломаться, и механизм подмотки надо будет менять.

Еще одна причина бледной печати

Сила удара иглы определяется в частности, амплитудой напряжения, подаваемого на соленоиды печатающей головки. Для питания соленоидов и двигателей каретки и подачи бумаги используется постоянное напряжение 25-35 В, вырабатываемое блоком питания принтера.

document-propertiesКакое именно напряжение используется для соленоидов (и многое другое, нужное для ремонта) можно узнать из Service Manual (сервисного руководства) на конкретный принтер.

Измерить напряжение можно цифровым тестером.

Если оно будет снижено по тем или иным причинам, то снижена будет и сила удара иголок. К счастью, такое бывает весьма редко, так как электроника матричных принтеров выполнена в большинстве случаев на высоком уровне.

Люфт каретки с печатающей головкой

Изношенная кареткаПри печати каретка с печатающей головкой ездит по направляющей.

Направляющая (вал) изготавливается обычно из стали, а каретка имеет в своей нижней части латунные втулки, контактирующие с направляющей.

Со временем латунные втулки изнашиваются, их внутренне сечение делается похожим на эллипс.

При этом люфт при движении каретки увеличивается.

Это приводит к тому, что при печати «в два прохода» (т.е. когда одна и та же строка печатается дважды – при проходе головки сначала слева направо, а затем справа налево) изображения знаков двоятся. Для борьбы с этим явлением во многих принтерах предусмотрена встроенная функция коррекции.

Сначала принтер (при нажатии определенной комбинации кнопок на передней панели) печатает тест в виде нескольких групп небольших вертикальных штрихов, смещенных друг относительно друга.

Следует выбрать наиболее «правильное» начертание и подтвердить это нажатием определенной кнопки на панели управления принтера. Принтер запомнит эти установки и будет их учитывать в своей дальнейшей работе.

document-propertiesОднако могут быть ситуации, когда износ еще не очень большой, но принтер отказывается работать.

Особенно ярко эта неисправность проявлялась в принтерах EPSON FX-1170.

Если принтер формата А3, то путь движения каретки с печатающей головкой будет достаточно длинным. Из-за износа втулок каретки и вала каретку при движении будет слегка подклинивать, соответственно, двигатель, который ее двигает, будет слегка подтормаживаться.

При этом будет возрастать потребляемый им ток. Сенсор в цепи его питания зафиксирует это, схема управления блокирует печать и начнет мигать индикаторами на передней панели, привлекая внимание оператора.

Если бы такого сенсора не было, двигатель продолжал бы работать и разнес бы всю систему перемещения печатающей головки.

document-propertiesПомочь может только замена каретки — лучше вместе с валом. Вал, хотя он и стальной, также изнашивается, хоть и в меньшей степени.

В заключение скажем, что каждая деталь имеет свой каталожный номер (Part Number), и заказывать ее нужно в соответствии с этим номером.

Каталожный номер детали можно узнать из сервисного руководства.

Окончание следует.

С вами был Виктор Геронда.

До встречи на блоге!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2016 Компьютер и жизнь // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru