Инженеры и менеджеры

Team building с менеджерами

Они тоже - команда«А у нас был корпоратив, тимбилдинг в бэк-офисе! Весело было! Фотки в инете выложили!»

Когда я в первый раз услышал это, не понял вообще ничего.

После второго раза понял два последних предложения и половину первой фразы.

Чтобы понять остальное, пришлось нырнуть в он-лайн переводчик.

Для тех, кто не понял последнего написанного мною предложения, поясняю: он-лайн переводчик — это переводчик в интернете (в реальном масштабе времени). Можно не листать пыльный словарь, а зайти на один из сайтов переводчиков (или в поисковую систему) и, набрав в одном окошечке фразу, прочитать в другом ее перевод.

Если сказать русским языком,  то это будет звучать примерно так: «А у нас на работе были посиделки, укрепляли дружеские отношения в коллективе в одном из вспомогательных подразделений!» Да, по-русски длинновато звучит, зато пояснять не надо. На жаргоне — быстро, непосвященному непонятно, и в первый раз ошарашивает. На «корпоративе» были, разумеется, «менеджеры». Это на «посиделках» могли быть работники, специалисты и инженеры.

Теперь даже уборщиц называют (то ли в шутку, то ли всерьез)  «менеджер по наведению порядка». Инспектор по кадрам у нас теперь HR (Human Resources) менеджер. Ну, про PR (Public Relations) менеджеров мы все знаем, это специалист «по формированию имиджа» или там «общественного мнения». Это самое общественное мнение — интересная штука. Никто не знает, что это такое, но все на него ссылаются…

Нет, тимбилдинг, тьфу, посиделки — это, конечно, хорошо. После совместного времяпровождения с употреблением некоторой дозы известного рода напитков коллектив имеет шанс сплотиться. Все это было у нас и раньше. И дни рождения после работы отмечали и рабочую неделю совместными возлияниями завершали. Но с тех пор много воды утекло…

 Новая реальность

Почти все предприятия теперь частные, поэтому производственные отношения между руководителями (читай — владельцами) и подчиненными претерпели значительные изменения. Да и внутри коллективов тоже. Владельцу предприятия или офиса нужна прежде всего отдача от работников и контроль за подчиненными.

Недремлющее окоПоэтому первое, что делается — это установка современного оборудования для контроля.

Видеокамеры, системы табельного учета и другие программно-аппаратные комплексы — все это весьма востребовано. Система производственного менеджмента (читай — управления) призвана держать под контролем дела, которыми занимаются работники. Задумано контролировать так, чтобы и мышь не проскочила. И отдача и результаты должны быть очень высокими!

Производственный менеджмент, новые производственные отношения, отбор персонала (теперь за этим следят не только HR менеджеры, но и так называемые рекрутинговые агенства) должны бы дать многочисленные и щедрые плоды!  В виде готовой продукции — разного рода машин, телевизоров, пылесосов, уймы бытовых мелочей и т.д. и т.п. Однако что-то не очень видно…

Супермаркеты завалены по маковку импортными (чаще всего — китайскими) товарами. На дорогах можно увидеть автомобили всех производителей мира, среди которых отечественные «Лады» выглядят скромными золушками. Что такое? Почему же так случилось?

Не потому ли, что кому-то выгодно, чтобы у нас было больше менеджеров все рангов, мастей и сортов, чем толковых инженеров и рукастых рабочих? Толковые управленцы (кто будет с этим спорить?), конечно же, тоже очень нужны. И в управлении тоже может быть творчество и разумное управление временем (так называемый тайм-менеджмент). Но управленец-менеджер  не может рассчитать электронную схему, трансмиссию или нагрузку на колесную пару. Его этому просто не учили! У него же другие отделы мозга задействованы!

 А что с образованием?

Советский дипломМожно понять ситуацию, когда руководитель имеет инженерное образование, и в своей профессии, что называется, «собаку съел». У него есть шанс научиться управленческим вещам.

И это легче, чем обучить менеджера инженерной специальности. Да даже если и менеджер и обучится чему-либо такому, прослушав курс лекций, это мало что даст. Ведь это будут только книжные знания, которые без практики — ничто.

Да и в учебных заведениях готовят все больше менеджеров, чем инженеров. По существу, а не по диплому. Может быть, потому, что инженером стать сложнее, чем менеджером? Ведь, чтобы реализовать какую-нибудь идею «в металле», надо ох как попотеть! Нужно досконально знать существо дела, походить, что называется, «по граблям», сделать множество попыток, получить уйму неудачных результатов… Трудно это!

Да и система образования за последние десятилетия претерпела некоторые изменения. У школьников теперь чаще тестирование вместо экзаменов. Не будем сейчас судить, хорошо это или плохо, проблема образования не имеет простых решений. Но то, что тестирование в общем случае нередко сужает мышление – разве не очевидно? Ответ можно просто угадать!

В высшем образовании возможность находить и пользоваться разного рода информацией существенно возросла. Это раньше записывались в очередь, чтобы книжку прочитать. Теперь есть интернет, где уйма информации. Не надо пятую точку от стула отрывать, чтобы сходить в библиотеку. Но в интернете же есть и готовые решения. Можно просто позаимствовать их и выдать за свои. Ну, может, модифицировать слегка…

При этом, конечно, какие-то отделы мозга работают. Но в целом якобы решенная проблема в голове не задержится, пролетит мимо. Это и понятно. Голова-то ведь толком и не работала, не было стремления, не было познания, не было преодоления сопротивления, не было борьбы! Курсовую работу или зачет сдать-то можно. Но  «корочками» потом сыт не будешь!

В последние годы стремление получить эти самые «корочки» увеличилось. Впрочем, даже и не «корочки». Это раньше был диплом в виде книжечки двух цветов. Для тех, кто окончил учебное заведение с отличием, диплом был красного цвета, у всех остальных – синего. В те времена ходила шутливая присказка о том, что, мол, лучше быть с красным лицом и синим дипломом, чем наоборот. Чтобы получить даже синий диплом, надо было достаточно сильно напрягаться.

Но зато потом и результат был. Еще четверть века назад мы практически все производили самостоятельно. Все заводы (за редким исключением), все машины, тепловозы, самолеты, почти вся даже бытовая техника – до зубных щеток – все делалось нашими руками. И нашими головами. Да, нередко импортная техника была лучше нашей. Но зато был ориентир – догнать и перегнать!

А нередко догонять приходилось той стороне. Собственно, вся советская индустрия, за очень редким исключением была создана собственными руками. И мы до сих пор базируемся на этом фундаменте.

 И чего ожидать?

Не беремся рассуждать о плюсах и минусах реформы образования. Но создается впечатление, что кому-то очень выгодно, чтобы народ был не очень образован. Чтобы он годился только на то, чтобы быть «винтиками» в офисном механизме. Который бы не очень много умел и потому держался бы за свое место зубами. Ведь после возможной «оптимизации» персонала придется ходить по другим офисам с целью устроиться на работу.

А чем занимаются в большинстве офисов? Да продают что-то! Товары или услуги. И большинство товаров произведено не у нас. Вот и получается, что продаем мы друг другу – чужое. Нет, не все так плохо. Есть толковые ребята, которые, поступая в учебные заведения, имеют твердую цель и следуют ей. Будут, будут у них знания, будет множество полезных навыков. Но такие будут искать место с достойной зарплатой. И, скорее всего, уедут за длинным рублем (ну, долларом) куда-нибудь «за бугор».

Ну, что сказать… Если отряхнуть фальшивую позолоту заморских терминов, все эти «бэк-офисы», «мерчендайзеров», «супервайзеров» и т.п., то яснее проявляется некий «идеал» (в кавычках), к которому мы неосознанно стремимся. Точнее, к которому нас, вольно или невольно, подталкивают. Чтобы большинство народа работало в тесных офисах (по-старому – конторах) и торговали каким-нибудь ширпотребом далеко не лучшего качества. Произведенного не у нас.

Чтобы были разъединены и зависели от того, как у «босса» функционирует печень или желудок. Или от того, приглянулся ли ему очередной домишко в Лондоне. И были под постоянным контролем, и поменьше «качали права». Да и как тут покачаешь, если у владельца железный аргумент: «Не нравится – вас никто здесь не держит! За воротами десятки таких, как вы, стоят».

Правда, если люди в каком-нибудь офисе слишком уж разъединены, то смотри, как бы они не начали таскать друг друга за лацканы пиджака. Или еще чего похуже. Постоянные боевые действия на небольшом участке фронта сильно напрягают. Какой-то бизнесмен так прямо и сказал: «Бизнес – это война». А если еще и с соседом по столу «фронт без флангов»?

Вот потому и потребовались всякие «тимблдинги», корпоративные тренировки, когда берутся за руки и все вместе произносят какие-нибудь «речевки»: «Кто шагает дружно в ряд? Та-ра-рара-рара-ра…»

Украинский философ Григорий СковородаНекоторые философы утверждали, что свобода – понятие внутренне, и что можно чувствовать себя свободным, будучи в кандалах.

Неизвестно точно, были ли это абстрактные размышления за кувшином вина в тени олив или действительно кто-то из философов (бородатых, наверное) бряцал оковами. Наверное, лучше, когда без кандалов. Тяжело, знаете ли…

В заключение скажем — был такой украинский философ Григорий Сковорода, который, кстати, изображен на 500-гривневой купюре. Говорят, на его могильном памятнике написана следующая эпитафия: «Мир меня ловил, но не поймал». Интересно, что бы уважаемый Григорий Саввич сказал о нынешних временах? Может быть, это: «Ну вы, хлопцы, даете…»

C вами был Виктор Геронда.  До новых встреч!

P.S. Мы еще поговорим об инженерах и менеджерах… А вам какие люди нравятся?


Обсуждение: 24 комментария

  1. Олег:

    А вы сам кто- инженер или менеджер?

  2. Виктор Геронда:

    Много лет в моей должности фигурировало слово «инженер». Но нас недавно «переформатировали» и теперь там фигурирует слово «специалист». Инженерной работы стало меньше, увы…

  3. «Не беремся рассуждать о плюсах и минусах реформы образования. Но создается впечатление, что кому-то очень выгодно, чтобы народ был не очень образован»

    Есть и такое подозрение. Как ни крути, в СССР целенаправленно занимались развитием народа и образования. А сейчас, как верно подметил, все больше мишуры и новояза из иностранных слов. (типа круто и очень «умно»)

    1. Виктор Геронда:

      Привет, Дмитрий!

      Просто сказать — понтов больше стало. Ладно еще, когда они с делом соединены. Но у нас нередко — все меньше дела и больше понтов.

  4. Еще уборщиц называют «мастер чистоты»

    1. Виктор Геронда:

      Да, если приглашать «драить парашу», смотри, что никто не пойдет. «Наводить порядок в гальюне» — звучит лучше. «Держать в чистоте клозет» — уже почти хорошо. А если еще выдать красивую униформу, а не облезлый халат, и освежитель воздуха, то уже совсем пристойно выглядит.

      1. Ольга:

        Как вы лодку назовете, так она и поплывет. Не вижу плохого в красивом названии. А униформа и уважительное отношение вообще повышают производительность труда

  5. Олег:

    А вот на западе есть эффект от менеджеров. Мы же почти все там покупаем.

    1. Виктор Геронда:

      Ну, там же и инженеры есть и соотношение инженеров и менеджеров сбалансировано. А у нас баланса нет.

  6. Не совсем согласен с автором, контроль за персоналом требуется, хотя бы для того что бы следить за тем что бы люди работали, а не сидели и с карты на компьютере играли. С другой стороны и от администрации требуются ответные ходы, в качестве мотивации, например, та же доставка бесплатных обедов в офис или оплата транспорта до офиса и обратно.
    А по поводу образования, согласен: еще пять лет и инженеры закончатся, останутся одни менеджеры. Да и слесарей нормальных уже нет, молодежь не хочет профессию получать, трудно ведь учиться.

  7. Виктор Геронда:

    Конечно, контроль нужен! Но раньше как-то контролировали без видеокамер, и отдача несравненно выше была! Я хотел сказать, что мы переняли от западных методов больше внешнего и меньше внутреннего. Может быть поэтому и результатов особых нет.

  8. Раньше мотивация другая была и стабильность, человек видел свое будущее минимум на десять лет вперед — закончил институт, вот тебе рабочее место, хорошо работаешь — вот тебе повышение зарплаты и квартира через пять-десять лет. А сейчас — молодежь институт заканчивает, работы нет или есть, но амбиций выше головы: «как это я же специалист, я не могу работать за 10 тыс.» Или другая ситуация — парень закончил институт, а у него на руках жена и маленький ребенок, и какие перспективы — квартиры нет, возможности заработать на нее нет (с такой то зарплатой), а семью кормить надо.
    Согласен что переняли только внешнее, но человеку нужна стабильность, поэтому он готов кричать речевки, если это может как-то повлиять на зарплату…

    1. Виктор Геронда:

      Да уж, если у тебя на руках жена и ребенок — тут не только речевки кричать будешь! Человек, может быть, «в инженеры» бы пошел, да семью кормить надо. Это извечный и тяжелый выбор — между деньгами и творчеством.

      1. А я о чем, я пока стал нормальную зарплату получать, пару лет пришлось с женой сильно экономить, потом по легче стало. Не у всех терпения хватает, хочется все и сразу…

  9. Евгений:

    Опять удивили статьей. Образование сейчас, да его просто нет!!!! Оно уже нигде в мире не котируется. А вся наша наука держится на энтузиазме. Про менеджеров — явный перекос, в сторону продаж, денег. Если бы я знал, тогда, когда учился, что менеджеры будут «больше получать» наверно пошел бы на него — так проще. Но я упорно пошел в инженера, иногда жалею об этом. Так как тяга к инжинирингу есть, но толку для денег нет….ну не плятят нормально в Росии им…, вот поэтому и приходится все время думать о бизнесе))) или идти в руководство…заканчивая второе высшее, курсы и т.п. А иногда так хочется просто заниматься проектами без бумажек всяких…В итоге я уже больше менеджер)))

    1. Виктор Геронда:

      Ну, на счет того, Евгений, что «оно нигде в мире не котируется» — тут можно поспорить. Кто-то же (увы, не мы!) новую технику, в том числе компьютерную, разрабатывает! Как же тут без образования? Попробуй-ка увеличь плотность записи на винте без плотного знакомства с фундаментальной наукой! А производство организовать? Маркетинг, продажи — это уже потом. Сделать сначала надо.

      Но у нас — да, не очень котируется. Ведь любой диплом (чего там греха таить) можно купить! Но инженерное образование — оно ведь мозги в правильном направлении выстраивает, правильно? Другое дело, что денег тут особых не заработаешь. Но были бы мозги правильно выстроенные (хотя бы в техническом плане), а остальное приложится. У многих людей до сих пор не убита тяга к творчеству. Хотя, может быть, я ошибаюсь.

      1. Евгений:

        Не, я говорю про то, что наше образование больше не котируется за рубежом, все надо заново учить или курсы сертифицированные проходить

        1. Виктор Геронда:

          Да, это так, увы… Я как-то репортаж видел — о частных вузах (во придумали!) Так там об устройстве НЛО рассказывали. Летающая тарелка в разрезе и все такое. Я в осадок выпал. А там сидят, конспектируют… Типа на полном серьезе все. Так что удивляться нечему.

      2. Да в школе сейчас детей как собачек дрессируют. Я имею в виду умение думать. Им же примеры задач дают в теории, а потом их же задают для «самостоятельного» решения. О доказательствах теорем вообще забыли. И откуда же взяться творческому мышлению, если учат только по готовым трафаретам.

        1. Виктор Геронда:

          Исполнителей готовят. Сильно умные не нужны!

  10. Очень больной вопрос. В этой ситуации особую роль приобретает семья, воспитание в семье, доверительные и уважительные отношениями между родителями и детьми. Всё в наших руках, родители. Мы — мудрые, это с нас спрос.

    1. Виктор Геронда:

      Нет, Тамара, не всё. Есть еще телевизор, интернет, компьютерные игры, улица и множество других «воспитателей». Сравнить даже только мультфильмы – какие показывали раньше и какие сейчас. Добрейшего кота Леопольда вряд ли покажут, покажут – в лучшем случае «Том и Джерри» (где коту все время сильно достается). Про уродов и монстров – отдельный разговор. А про фильмы с мозгами на асфальте я вообще молчу. Должен быть внутренний фильтр – что именно смотреть и где черпать информацию.

  11. Ольга:

    Скажу как полтора года назад окончившая инженерный вуз. Образование дают отличное, но! Надо самим учить, никто в рот не положит. Но самим учить мотивации часто нет, ставят оценки просто так, поэтому на выходе получаем недоспециалистов. Всему приходится учиться на работе — там быстро учишься новому.
    Есть те, кто хорошо учился и любит инженерское дело — те хорошо устроились. Часто в иностранные компании — там больше платят.
    Кто особо не преуспел — тот сидит на 20 тысячах в лаборантах и тестировщиках (они тоже конечно нужны). Ещё там сидят девушки с красными дипломами — обидно немного(:
    Я поменяла специальность, потому что изначально это было не моё.
    Добавлю ещё, что проблема в России не в инженерах, а в менеджерах и продажниках. Нет продаж — нет денег, не чем замотивировать людей. Прошли времена бесплатного труда. Мало кто может вести огромные проекты и грамотно управлять людьми, чтобы инженера спокойно себе творили в комфортных условиях. А может быть хороший художник должен быть всегда голоден?

  12. Отлично написано. Позитива конечно не хватает, но читал на одном дыхании

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2016 Компьютер и жизнь // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru